Медиаторство

КАК СДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКА АЛЬТРУИСТОМ?

Альтруизм — помогающее поведение по отношению к нуждающимся людям, за которое не предусматривается каких-либо внешних вознаграждений. Попробуем разобраться, каким образом можно привить ребенку альтруистичное поведение с малых лет с помощью особенностей воспитания.

А. А. Моисеева разработала рекомендации по формированию родителями у своих детей мотивов бескорыстной помощи другим людям. При этом автор предупреждает, что альтруистическое воспитание ссложный и многоплановый процесс, поэтому предложенные рекомендации не дают быстрого результата, а требуют индивидуального подхода и долгого последовательного применения.

1. Начинать альтруистическое воспитание с себя. Занимаясь самоанализом и рефлексией собственных мотивов и поступков, нужно выяснить, не расходятся ли ваши суждения с реальными поступками, действительно ли вы верите в то, чему собираетесь обучать своего ребенка.

2. С самого рождения ребенок должен видеть примеры проявления помощи родителей, как к себе так и к окружающим людям.

3. Говорить с ребенком о нужности и важности помощи другим людям. Ребенок должен научиться понимать и осознавать потребности других людей, проявлять к ним сопереживание и сострадание. Добиться желаемого поведения ребенка можно положительными или отрицательными подкреплениями. Но для того, чтобы избежать разрушительных последствий, при их применении необходимо следовать некоторым правилам:

а) нельзя применять наказания, способные нанести ребенку физический или психический ущерб;

б) при поощрении помогающего поведения желательно выбирать не материальные способы подкрепления, а похвалу и поддержку;

в) поощрения и наказания применять, исходя из индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка;

г) не вознаграждать детей за то, что они бы и так сделали (для того, чтобы не подорвать внутреннюю мотивацию).

4. Прививать ребенку систему ценностей, в которую должны быть включены прежде всего ценности социальной справедливости, терпимости, честности.

5. Обозначать оказание помощи как альтруистический мотив. Например: «Помоги девочке одеться, ведь ты хороший, отзывчивый ребенок», «Это замечательно, что как бы ты ни был занят, ты все-таки нашел время и помог другу». В этом случае дети будут воспринимать себя как альтруистов и будут продолжать оказывать помощь людям.

6. Обращать внимание ребенка на примеры нравственных поступков, встречающихся в литературе, искусстве и кино и обсуждать их пользу для общества. Такие поступки часто вызывают осознанное или неосознанное подражание. Даже скромное проявление доброты одного человека способствует нравственному облагораживанию остальных.

7. Не оставлять без внимания любые проявления жестокости и агрессивности. Необходимо вырабатывать другие, более приемлемые способы реагирования. Оказать поддержку, если ребенок попадает в условия эгоистичного отношения других людей. Необходимо объяснить неприемлемость такого поведения.